Особенности интерьеров в стиле поп-арт. |
30.09.2010 г. | |
Что такое поп-арт в нашем понимании? Спросим любого просвещенного читателям, и нам назовут – много пластиковой мебели, яркие цвета, портрет Мэрилин Монро и веселые 60-е. На самом деле поп-арт многограннее. И трактовки этого стиля сегодня только вырабатываются. Что же окажется главной характеристикой стиля, пока до конца не ясно. Но скрытые смыслы уже манят воображение тех, кто любит все новое и хочет отказаться от привычной заурядности устоявшихся дизайнерских решений. Название направления имеет две основных трактовки: сокращение от «popular art» (англ. популярное искусство) или «звукоподражание» (pop – хлопок, удар; в таком значении слово употреблялось в комиксах, значение которых в эстетике поп-арта, думаем, понятно). Расцвет поп-арта как направления в искусстве пришелся на 60-е годы прошлого века, при том, что «временные рамки» его визуальных образов (голливудские звезды, образы гангстерского кино, культовые персоны эстрады, политики, а также неодушевленные (уже безо всяких сомнений) предметы, такие как хрестоматийная банка супа Campbell и Coca Cola), гораздо шире: это 1930-70-е годы. В поп-арте удивительным образом переплелись почти все феномены культуры XX века. Это и рефлексия по поводу общества потребления. И реакция на массовизацию культуры, эстетики, искусства, то есть попытка найти индивидуальности в мире массовой штамповки если не вещей, то идей. И стремление к эксцентричности, легкости, жизнерадостному оптимизму в периоды кризиса. И понимание роли оптических эффектов в построении интерьера, смелые эксперименты с материалом, визуальными образами, пространством. И поиск новых технологий производства, основанных на массовом (дешевом) производстве и максимально индивидуальном стиле потребления. Практически все эти идеи имеют сегодня смысл и оправданы – экономически и психологически. Интересно, что гуру поп-арта знаменитый Энди Уорхолл жил и работал вовсе не в разноцветной комнатенке, похожей на детскую, а в строгом нью-йоркском лофте, то есть бывшем заводском цеху, переделанном под жилье, с огромными окнами, стальными конструкциями, ничем не прикрытыми кирпично-бетонными стенами, и из всей интерьерной палитры предпочитал исключительно серебряную краску из баллончика, которой красил все, что видел вокруг себя, а вот яркие цвета он оставлял для картин, то есть не для себя, а на продажу. Поп-арт неизменно воспринимается как американский стиль. В сущности, так оно и есть. Однако не лишним будет напомнить, что его отец-основатель – Энди Уорхолл – в некотором роде наш «брат-славянин». Его настоящее имя - Андрей Варгола, этническая принадлежность – русин (закарпатские славяне, недалекие «родственники» двоюродных нам украинцев). Для поп-арта характерны ярко-белые комнаты, геометрические фигуры небольших размеров. Среди дизайнеров, работающих в этом стиле, особой популярностью пользовался пластик, а также необычные материалы или старые, поддержанные или сломанные вещи. «Каталоги Сагалова» обсудили перспективы поп-арта на нескольких популярных дизайнерских и архитектурных форумах. Вот наиболее необычные высказывания из этой ветки обсуждения:
А вот какие комментарии удалось получить редакции журнала «Каталоги Сагалова» непосредственно от самарских дизайнеров и архитекторов. Мнения и отношение к этому стилю абсолютно разные, интересные и даже неожиданные. Дмитрий Борщенко На мой взгляд, поп-арт на сегодняшнем этапе – направление совершенно бесперспективное, ведь это суррогат искусства, направленный на создание общества абсолютного потребителя, «хавающего» все, что дадут. Ясно, что это определенный бренд, поддержанный и материально, и политически. А сам Энди Уорхолл, один из ярких представителей поп-арта, оказался его заложником. Будучи апологетом этого стиля, он не мог проявить себя, как свободный творец, не мог писать картины, выражающие полет его души. Это была трагедия художника. После смерти Энди Уорхолла, среди его личных вещей было обнаружено большое собрание полотен известных мастеров живописи, включая Вермеера. Энди пополнял коллекцию в течение всей жизни, преклоняясь перед величием и мастерством художников ушедших эпох. Выполняя условия коммерческого договора, Энди мог работать в довольно узких рамках, обозначенных продюсерами проекта. Рекомендую посмотреть фильм «Basquiat» (реж. Джулиан Шнабель 1996г), где достаточно подробно показан творческий процесс создания «уникальных» полотен Энди. Художнику и помощникам, в процессе поиска композиции, иногда приходилось мочиться на холст, потом заливать его красками и т.д… На вернисажах работа уходила за десятки тысяч долларов. Не могу назвать такой процесс создания работ творчеством. Совершенно не могу представить себе Ван Гога или Кандинского за такой работой. Сомневаюсь, что дизайн в стиле поп-арта будет востребован в жилых интерьерах, он больше подойдет для эпатажных клубов. Вряд ли кто-то захочет разместить у себя в гостиной на стене огромную обертку сникерса, купленную по цене автомобиля. Наталья Климова Поп-арт – один из немногих стилей, «есеядных» и совместимых с другими. Разве что, кроме стиля модерн (ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти). Доза поп-арта может снизить, к примеру, излишний пафос классики и обнаружить широкие взгляды и чувство юмора. Кто может интересоваться стилем поп-арт, кто может идентифицировать себя через предметы и окружение в этом стиле? Можно выделить условно три различные группы:
Дмитрий Храмов Поп-арт в современном интерьере, не сводится к использованию классических произведений художников, основавших это течение в искусстве еще в середине прошлого века. Идея поп-арта – это искусство, превращенное в окружение и окружение, превращенное в искусство. Не стоит рассуждать об использовании предметов и объектов поп-арта – они созданы для галереи, но если войти в полотно Гамильтона далекого 1956 г. с длинным названием «Так что же делает современные дома такими особенными, такими привлекательными?», то мы увидим там тот же образ современного интерьер с тем же набором предметной среды. Меняются лишь дизайн и бренды. Остается главный смысл – искусство потребления. Любой современный интерьер – это и есть проявление поп-арта, независимо от того, насколько осознанно он создается автором и бессознательно воспринимается потребителем. Поп-арт сам по себе умер, как только провозгласил свои ценности – правду констатации существования нас в рамках медиа-арта. Чем наивнее заказчик верит в превосходство того или иного бренда, чем больше архитектор и дизайнер очарован новизной и свежестью маркетинговых программ, тем ярче и более предсказуем результат их совместного творчества. Не нужно излишних ассоциаций и мифов, есть только радость обладания модной вещью, есть удовольствие от жизни в тенденциях. Такова реальность современной жизни. И моя роль, как архитектора, пропустить через себя все это и создать НОВОЕ в своем творчестве. |
|
« Пред. | След. » |
---|